Грех ли пить алкоголь

Грех ли пить алкоголь

Алкоголизм и прочие зависимости: болезнь или грех?

Грех ли пить алкоголь

Темный длинный коридор со множеством дверей и поворотов. Среди сумрака серых стен еле слышны слабые шаркающие шаги. Лишь беспросветная тьма и шарканье шагов, в очередной раз уткнувшихся в стену…

Нет, это не кадр из дешевого фильма. Это один из возможных жизненных сценариев человека, которым управляет его зависимость.

Есть ли иные сценарии зависимой жизни, и каковы они? Как быть тем, кто страдает от разного рода зависимостей (алкоголизма и прочих), как найти в себе решимость бороться? Как быть тем, чей близкий серьезно страдает? Где искать помощь? Попробуем разобраться.

Разбираться будем на примере задачки по физике. Но прежде чем приступить к решению, необходимо описать явление (в нашем случае — зависимость) четкими закономерностями и формулами. В физике, как и в жизни, ни одно явление не протекает самопроизвольно и спонтанно, все подчинено определенным законам. С рассмотрения ключевых «законов» и «формул» мы и начнем.

Основные «законы» жизни

В обществе существует очень четкая градация правил жизни, которыми следует руководствоваться каждому человеку, даже если он не православный. Эти правила со времен Ветхого завета сформулированы в Законе, данном людям Богом (Исход, Глава 20, стихи 1-21):

  • Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В дополнение к ветхозаветным правилам каждому из нас дан свод правил Нового завета (Мф 5, 1-11):

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Если первые 10 пунктов дают нам четкую градацию правил, что делать и чего не делать в отношениях с Богом и ближним, то вторые 9 пунктов их дополняют и показывают нам, какими мы должны стремиться быть каждый день своей жизни в Боге.

Отношение Церкви к алкоголизму

Не случайно свои размышления начинаю с перечня правил. Ведь невыполнение определенных правил влечет за собой обязательные последствия. Тема нашего разговора и затрагивает плоскость последствий, возникающих после невыполнения или нарушения определенных правил.

Мы поговорим о разного рода зависимостях и попробуем решить уравнение с множеством переменных, ответив на вопрос: пристрастия и зависимости — это болезнь или грех?

«Но где в Божиих заповедях упоминается про алко- и другие зависимости? Где сказано, мол, нельзя пить/курить и точка?» — справедливо может заметить каждый, и будет прав в своем вопросе. Ответ на него находится глубже.

Да, в Божиих заповедях и Заповедях Блаженств нет отдельной строки «не впадай в нехорошие зависимости, человече». Но там есть очень важные строки о том, что подчиняться «другим богам» перед лицом Его — табу, равно как и сотворять себе «кумира» — табу. Получается, что впадая в алкогольную зависимость, мы делаем именно то, что просил нас НЕ делать Бог?

[attention type=yellow]

В Ветхом Завете мы находим множество строк, почему лучше не впадать в страсть алкогольной зависимости: «Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством» (Сир. 31-30). Но со времен грехопадения человечество мастерски продолжает нарушать Закон Бога, при этом оперируя всевозможными «словозаменителями» греху (зависимости, расстройства и проч.).

[/attention]

Является ли алкогольная зависимость — грехом? Да.

Можно ли считать, что страдающий алкоголизмом — болен? Да, ведь грех — это болезнь души.

Истинная жизнь души возможна только в Боге, а любые болезни души приводят к тому, что потребность в Боге стремится к нулю. Сама же душа человеческая искажается и мутирует.

Душа заменяет здоровую потребность в Боге на нездоровую — потребность в грехе. Так начинается болезненный распад личности, порабощенной грехом.

В Писании есть много текстов про то, каким испытаниям подвергается гордое и упрямое сердце: пьянство, разврат, предательство, ложь и даже убийство.

В какой еще более темный лабиринт может забрести человек, забывший о Боге? Ведь получается, что мы в земной жизни уже можем называться мертвецами, когда ставим свои желания выше Его Любви.

И здесь совершенно не важно о каких именно «желаниях» идет речь: выпить или скрыть правду, быть наркоманом или без конца раздражаться на своих близких, курить или врать, жить в блуде или гордиться.

Не бывает грехов версии «light»….

Помощь Церкви в борьбе с зависимостями

Как быть тем, кто уже страдает от болезнетворных зависимостей? Какие реальные методы помощи существуют? Церковь не остается равнодушной к решению проблемы помощи зависимым. Действующий Священный Синод РПЦ в 2014 году принял концепцию по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма (Журнал №80 от 25.07.20014: http://www.patriarchia.

ru/db/text/3696047.html). В документе говорится, что Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, которое сопровождается глубокими повреждениями психосоматического характера.

Излечение от этого недуга невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

[attention type=red]

Направления в работе по утверждению трезвости, сформулированные в документе, можно применить для помощи людям, страдающим от разных видов зависимостей.

[/attention]

Первое направление связано с утверждением идеи трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности. Братства, общества, общины трезвости и другие церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей.

Они ведут просветительскую деятельность, профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «праздники трезвости» и создавая «территории трезвости».

Второе направление охватывает работу с людьми, систематически употребляющими специфические вещества, и включает в себя просвещение этих людей, мотивирование для обращения к специалисту.

Им оказывают социальную и психологическую помощь, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлекают в общинную жизнь, в деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).

Третье направление подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию людей, которые страдают разного рода зависимостями.

Для них создаются дома трудолюбия и центры реабилитации, группы само- и взаимопомощи, семейные клубы трезвости.

Проводится индивидуальное консультирование людей, страдающих алкоголизмом, и их родственников, организуются курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.

[attention type=green]

В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании. Важной частью реабилитации тех, кто страдает алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов.

[/attention]

Теперь вернемся к нашей задачке:
Дано: Болезненное состояние души, забывшей о Боге.
Найти: Способ выхода из болезни для заблудшей души; способ выхода из болезни для близких заблудшей души.

Решение: Необходимо отметить, что в нашей задачке есть множество «плавающих» переменных, ведь общего шаблона, как исцелиться зависимому и как не пострадать его близким — не существует. Но есть фундаментальный базис, на который можно опереться в любой неразрешимой ситуации — это Молитва, Вера, Надежда, Терпение, Прощение и Любовь.

Любовь, та самая, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и….никогда не перестает» (1 посл. Коринф. 13-7,8).

Психологи утверждают, что без доброй воли самого зависимого спасение от болезни невозможно. Но тысячелетний опыт веры православной может привести в качестве свидетельств множество чудесных, нелогичных, нерациональных исцелений.

Алгоритм действий для каждого, кто столкнулся с подобной проблемой заключается в самом важном — не отворачиваться, помочь по мере своих ресурсов, оставаться человеком в отношениях с зависимым.

Ответ: Всегда стоить помнить, что каждый в земной жизни проходит свой уникальный крестный путь: хронический алкоголик — свой, а каждый ближний хронического алкоголика (родители, жена, дети) — свой.

Нельзя сводить решение уравнения из множества переменных к нахождению единственного «корня», а именно — обвинить в болезни самого болящего, а для себя припрятать роль «без вины виноватого».
Проблема касается всех. Не будь равнодушным. Не теряй собственный человеческий облик, пока упрекаешь другого в том, что он давно потерял свой.

АВТОР: Виктория Ковалёва @vikovalyova_crochetory

Христос Воскресе, друзья! Если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:4276 5500 8597 5608

Мария Григорьевна О.

Источник: https://www.vera21.ru/alkogolizm-i-prochie-zavisimosti-bolezn-ili-greh/

Пьянство тяжкий грех! Вред алкоголя! Пьянство — источник смертных грехов!

Грех ли пить алкоголь

О винопитии: вино является продуктом, который производят, используя виноградную лозу, знают почти с самого начала истории человека. Ученые давно определили, и дали оценку его пользы для организма, его бодрящему, тонизирующему и целебному эффекту.

Псалмопевец Давид сказал, воскликнув, что вино может веселить человека. Апостол Павел рекомендовал Тимофею, который был его учеником, каждый день употреблять немного вина из-за его проблем с желудком. “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” 1 Тим.5:23

Святые отцы, к примеру, святой Иоанн Златоуст выдвигали направление концепции умеренных доз вина. Он записал такие слова, что не может принести столько пользы во врачевании для избавления от депрессии, как принятие вина, лишь бы большие количества его не могли уничтожить пользу, которая исходит от него.

О грехе пьянства

Но, в течении какого времени есть вино, столько не прекращается и проблема его беспорядочного принятия и грех пьянства и алкоголизма.

Много болезней древнего времени, не один раз завершающиеся эпидемией, давно победили и оставили в истории, а тело зеленого змия, алкоголизм, как и раньше, обвивает и душит человека.

[attention type=yellow]

 С действием пьянства имеет связь алкогольное опьянение, являющееся хроническим, или наследственным заболеванием, которое выражено в зависимости от спиртного и патологии организма.

[/attention]

Ясно, что алкоголизм это грех, и проведение профилактики и лечения пьянства и алкоголизма способны принести пользу лишь в том варианте, когда верно определиться с их причинами.

Причины пьянства

В науке советского времени мнения об причинах алкоголизма были широкими и запутанными.

Называли и проживание в плохих социальных условиях, и непостоянство в экономике, химическую перегрузку психики, и дурную предрасположенность к наследственности, и фактор, зависящий от климата и расположения, национальности и этноса.

Оказание влияния аналогичных факторов действительно, но для христианства характерно выражение более глубокого, духовного взгляда на эту проблему, когда говорят, что алкоголизм это грех, в общем, как и на каждую проблему и заболевание современного времени.

При обращении к тому, что написали Святые Отцы о пьянстве, можно в них найти не одно высказывание по этой теме. Высказывания святых отцов  о пьянстве, о грехе винопития, Вы сможете прочитать в конце статьи.

 Достаточно точно и кратко его сущность составлена святителем Василием Великим. Он писал, что грех пьянства является бесом, которого человек по своему желанию накликает на себя с помощью сластолюбия, появляющегося в душе.

При зависимости от пьянства к людям притягивается нечисть, и он приобретает одержимость. О том, что это по-настоящему так, сказано в хорошо известной поговорке. «Напился до чёртиков». Это не оказывается простой метафорой, а демоническим опытом.

Люди визуально видят рядом с собой образы демонов. Является характерным то, что жрецы в отдельных религиях увлекались опьяняющими напитками, до того как совершить свой ритуал.

 У Святых Отцов встречаем много наставлений о том, как избавиться от греховной страсти пьянства.

Внимание! ПРАВДА, КОТОРУЮ ОТ НАС СКРЫВАЮТ!!! Проблема алкоголизма! Смотреть видео.

Как избавиться от алкоголизма, как побороть грех пьянства

Все можно сводить к тому, что для того, чтобы преодолеть недуг, требуется наличие веры, выполнение заповедей христианства, молитв, постов, смирения, искреннего покаяния перед Господом в условиях таинства исповеди и постоянное причащение к Святым Христовым Тайнам.

В первую очередь тем, кто мучается от недуга пьянства, требуется иметь ясное осознание своего рабства алкоголю.

Это оказывается довольно часто не очень простым действием, так как много кто в данном положении имеет стоимость к тому, что не признает себя зависимым и считает себя способными когда угодно, как лишь сильно захотят, избавиться от пагубно влияющего пристрастия. В фактическом плане люди тут врут и тем, кто их окружает и себе.

Признавая то, что попали в плен страсти, они смогут преодолеть как эту неправду, так и грех гордости, а как известно, Господь не признает тех, кто гордый,  а кто смирился, даёт благодать. Но имеет значение, чтобы это признание было не обычным констатирующим фактом, а смогло бы привести к появлению желания к избавлению от зависимости в употреблении спиртного.

[attention type=red]

Здесь надо чтобы было приложение усилий, как самих желающих, так и каждого родственника, члена его семьи. От них требуют, в первую очередь усиленных молитв, для которых рекомендуют в первую очередь иметь благосклонность священников.

[/attention]

Это не раз сможет подержать затем в момент, когда придет отчаяние. От них нужно проявление любви, при этом жертвенной, то есть той, которая не ожидает того, что будет ответная любовь. Понятно, нужно большое терпение! Дальше надо рассмотреть себя внутри и задать себе вопрос: есть ли собственная вина в том, что найдена правда в спиртном.

Православие о грехе пьянства

Некоторые картинки кликабельны: после нажатия на картинку – она открывается в большом размере, читать текст становится намного удобнее!

Молитва от пьянства

P.S. Внимание!!! Просьба ко всем кому моя статья понравилась или оказалась полезной. Расскажите своим друзьям , , , , Твиттер и других социальных сетях. Это будет лучшей Вашей благодарностью.

Источник: https://liveinorthodoxy.com/pyanstvo-tyazhkij-grex-vred-alkogolya-pyanstvo-istochnik-smertnyx-grexov-o-prichinax-pyanstva-molitva-ot-pyanstva/

Добрые христиане и вино

Грех ли пить алкоголь

О Вине в Церкви и Священном Писании – традиции и мнения святых отцов. Сколько допустимо выпивать алкоголя православному христианину? Регламентируется ли порядок употребления вина церковным Уставом? Существует ли бес пьянства? 

Рогатые попутчики

Нельзя сказать, что русский народ спивается, но немало людей отмечают праздники за рюмкой, заявляя, что выпить под Рождество, на Святках, на Крещенье — «святое дело» для добрых христиан. Однако в глубине души те же поклонники горячительных напитков понимают, что  увлечение спиртным — явление нездоровое. Об этом говорят и народные преданья, одно из которых рассказала мне бабушка.

Это случилось в ночь перед Рождеством с её односельчанкой, колхозницей средних лет, женщиной жизнерадостной, не упускавшей повода крепко выпить. Времена были советские, атеистические, но православные праздники многие помнили и по-своему отмечали.

Церковь была на целый район одна, и наша героиня-колхозница, предпочла отметить Рождество не там, а с подругой из соседнего села, устроившей гулянку. Пропев под гармонь все частушки, разогревшись самогоном, колхозница отправилась в обратный путь. У неё было прекрасное настроение, а спиртное помогло забыть и про волков и про кабанов, которые могли сожрать прохожего, оставив только валенки.

Но вскоре началась позёмка, а затем и метель, поэтому, когда женщину нагнали сани, где сидели два мужика, и она услышала:

— Землячка, подвезти тебя?

Она согласилась. Сани летели по насту, мужики вели между собой разговор, впереди, на горке в сельских окнах зажглись лампы. Шло время и уж пора было бы въехать на знакомую улицу, но село, манившее огнями, нимало не приблизилось.

– Вот чудеса, как долго едем! – Удивилась колхозница. Мужики переглянулись между собой, захохотали и стали убеждать её, что всё в порядке, скоро прибудут на место.

Луна над головой поднялась выше, ветер стих, но ударил мороз и колхозница начала зябнуть.

– Когда же мы доберёмся? – Снова завела речь она.

Мужики опять переглянулись, захохотали и стали успокаивать женщину, что осталось совсем немного. Наконец несчастная совсем продрогла.

– Ей-Богу, от холода ноги отнимаются! Вот вам крест, слезу и пойду пешком. – Раздражённо сказала она. В тот же миг в лицо ударила волна дыма, исчезли мужики, лошадь и сани.

Женщина огляделась – она сидела посреди реки, опустив ноги в полынью. Вот куда доставили пьяненькую попутчицу бесы!

Федор Лашков

Остатки хмеля мгновенно покинули колхозницу. В страхе стала она отползать от полыньи, не чувствуя заледеневших ног. Родное село и впрямь было близко – на берегу. Кое-как добралась до крайней избы и постучала. К счастью, ноги не отморозила, но они долго болели.

«Бес пьянства» или слабость воли?

В Священном Писании нет такой сущности, как «бес пьянства», представление о котором сложилось в народном сознании. На самом деле это олицетворение болезненной «страсти», которой поддался человек.

«Страсть» – чрезмерное увлечение чем-либо, вредное душе и телу. Истинно верующий должен честно брать на себя ответственность за свои поступки.

Если ты считаешь, что существует «бес пьянства», кто открыл ему двери в твоё сознание? Не ты ли сам?

С точки зрения христианства, алкоголь – это напиток, который может быть орудием тёмной силы, а может и не быть. Так же, как нож может быть обычным столовым прибором, но может стать орудием убийства.

Вино в Церкви и Священном Писании

В Священном Писании вино упоминается не раз. Некоторые считают, что порой термином вино там обозначается виноградный сок, например, имеет успех исследование адвентиста С.Баккиоки. Но такие рассуждения отдают ханжеством и доходят до вывода, что в Кане Галилейской Христос превратил воду не в вино, а в сок.

В таком случае и причащались бы христиане не кагором с содержанием алкоголя 6-16 градусов, а соком «Сады Придонья». Ведь каждое слово в Священном писании имеет значение.

И если вино, созданное Христом, распорядитель пира назвал лучшим, то так и следует понимать, видя в этом совет покупать доброе вино, а не напитки непонятного происхождения.

[attention type=green]

В Священном Писании о вине есть отзывы как позитивные, так и негативные. Есть предупреждения и обоснования, в каких случаях полезно вино.

[/attention]

Позор пьяного Ноя, осмеянного сыном, и падение Лота, соблазнённого собственными дочерьми, недвусмысленно показывают опасность сильного опьянения.

Оба персонажа, вначале выступающие как безусловно положительные герои, попадают впросак, напившись до беспамятства.

В то же время книга Притч рекомендует употреблять вино при болезни или в беде. «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою». Однако там же есть совет царям и князьям, отвечающим за свой народ, вовсе не пить вина, чтобы захмелев, они не забыли законы.

Стоит отметить, что в древние времена не было таких крепких напитков, как водка, да и вино порой разбавляли водой. Например, в той же книги Притч читаю, что Премудрость «растворила вино своё», неразумен «увлекающийся» вином и сикерой и не стоит быть среди «упивающихся».

монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря

Этот дар природы важен для христианской философии.

  • Новый завет сравнивают с новым вином, которое способно разорвать «ветхие мехи».
  • Гнев Господень называют нерастворённым вином, которое обессиливает человека.
  • Вино причастия воплощает собой кровь Христову, пролитую за нас.
  • В таинстве елеосвящения используют елей, смешанный с вином, так в древности исцеляли раны.
  • Во время венчания молодожёны выпивают немного вина, что символизирует их счастливое единение.

Многое говорит о сложном сакральном значении этого напитка.

Старцы и священники о вине

Мнения святых подвижников и священников о вине не всегда схожи. Никто не приветствует его чрезмерное употребление, но есть те, кто советует выпивать умеренно, и есть те, кто советует вовсе отказаться от алкоголя.

Так святитель Тихон Задонский пишет: «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут», и в этом с ним согласится современная медицина.

Но сколько подростков впервые попробуют алкоголь в эти зимние праздники.

  В проулке возле дома я порой вижу пустые небольшие бутылки – кто ещё будет пить в темноте, стоя в зимней слякоти, как не местные старшеклассники, чтобы не попасть на глаза взрослым? И это мальчики из хороших семей.

Буквально сегодня мне навстречу шли трое ребят лет 11-12, совещаясь, где бы купить пива…

[attention type=yellow]

Не забудьте ужесточить родительский надзор на время зимних каникул, когда дети теряют голову от безделья. Почему-то многим кажется, что именно их ребёнок будет вести себя безупречно, но нетрезвое окружение доводило до греха и взрослых.

[/attention]

Для пьяной компании характерно стремление уговорить выпить того, кто отказывается. У трезвенника, как правило, есть серьёзная причина, но друзья настаивают, и чтобы не обидеть ближних, человек опустошает рюмку. Если он склонен к хроническому алкоголизму, то срывается в запой, доходит до больницы. Зато угодил ближним.

Безусловно, каждый имеет право веселиться и праздновать, но при этом не забывать о законах Божеских и человеческих.

Наверное, такое происходило и в античные времена, поскольку апостол Тимофей советует человеку не пить, если он подаёт пример более немощному другу. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Монахи Афона собирают виноград

Я знала одного прекрасного человека и небездарного поэта, который успешно боролся с пристрастием к алкоголю, но однажды на литературном мероприятии, где он услышал немало комплиментов своему творчеству, поэт сорвался – он пил на фуршете и пил на обратном пути, в поезде. В купе с ним ехал друг, который усердно наполнял стаканы. С вокзала поэта привезли домой без сознания. В гробу он лежал с синим лицом.

«…Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность», – писал Иоанн Златоуст.

«Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах», – вторил Златоусту его ученик, преподобный Исидор Пелусиот.

Русские подвижники относились к вину более критически, чем святые Востока

Зная отечественный обычай «магарыча», когда за труд платят бутылкой, Иоанн Крестьянкин писал:

«Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «поллитра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло приносят в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Мы почти поголовно виноваты в спаивании…».

Тихон Задонский приказывал штрафовать выпивающих семинаристов. Избегать хмельных напитков, особенно хлебных, советовал Игнатий Брянчанинов.

Серафим Саровский желал, чтобы и запаха вина в его обители не было. Святитель Николай Японский рекомендовал заменять вино лимонадом.

Большинство праведников склонялось к выводу, что если человек способен обойтись без спиртного, лучше пусть совсем не пьёт.

Сбор винограда на Афоне

Но поскольку большинство россиян далеки от монашеского идеала и всё равно наполняют бокалы за праздничным столом, им может быть интересно, сколько допустимо выпить православному человеку, с точки зрения церкви. В статье священника Даниила Сысоева я нашла такое пояснение:

«Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов».

К человеку, который понимает, что этого достаточно, не привяжутся «рогатые попутчики» на зимней дороге.  Но разве ощущение праздника нельзя создать без бутылки, если есть культурные мероприятия, выходные в семейном кругу и Церковные праздники?

Протоиерей Алексий Лисняк о злоупотреблении алкоголем – рассказ из жизни

Источник: https://media.elitsy.ru/istorii/dobrye-hristiane-i-vino/

Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?

Грех ли пить алкоголь

(от редакции: учитывая остроту поставленной темы, мы снимаем с себя ответственность за сделанные в статье выводы, а также предупреждаем, что мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции )

«Вот ваши ключи,» – пробормотала секретарь, когда я зашел за ключами к университетскому офису, в котором я собирался готовится к защите диссертации по богословию. – «Кажется, вам досталась Старая пивоварня».

Название меня заинтриговало. Позже я понял, что оно идет еще от старого предназначения этого здания. Абердин был основан в 15 веке и использовался для подготовки монахов к служению.

На пивоварне монахи производили весомое количество шотландского эля, которое сами же потом литрами употребляли во время трапез.

И вот я, профессор-постфундаменталист, студент, изучающий Писание, в солодовой обители, где в средние века студенты библейского колледжа дружно хлопались чарками в едином порыве прославления Бога.

На протяжении христианской истории алкоголь редко оказывался под запретом, как это просиходит в определенных кругах сегодня. Джон Кальвин по церковному контракту получал ежегодно 900 литров вина.

Жена Мартина Лютера была известным производителем пива, что несомненно размягчило сердце влюбленного реформатора. Семья Гиннесс создала свой сорт пива в качестве поклонения Иисусу Христу. От Бордо до Берлина, вино и пиво всегда были частью церковной традиции.

Но то, что однажды считалось нектаром небес, позже почему-то предали осуждению как дьявольский напиток.

Умный подход

Хоть некоторые христиане и проповедуют полное воздержание от алкоголя для всех верующих, в Библии нет призывов последователям Христа воздерживаться от хмельных напитков.

Библия осуждает пьянство и пьяное рабство (Ефесянам 5:18, Тит 2:3), но никогда не утверждает, что чаепитие – более богоугодное дело. На самом деле в Библии не говорится о том, что лучший способ избежать пьянства – никогда не прикасаться к алкоголю. Задумайтесь над этим.

[attention type=red]

Алкоголизм был человеческой проблемой на протяжении всей истории, но Библия не заставляет людей отказаться от алкоголя вообще.

[/attention]

Если христиане ради борьбы с пьянством хотят запретить всякое употребление алкоголя, то, будучи последовательными, им следует отказаться и от зарабатывания денег, дабы избежать влияния материализма и власти мамоны.

Алкоголь как свидетельство

Иногда я слышу мнение, что пьющие христиане разрушают силу своего свидетельства о Христе. Честно говоря, я не понимаю, из каких умозаключений вытекает этот вывод.

Одно дело, если вы свидетельствуете алкоголику или служите в мусульманском мире, но в большинстве случаев неверующие, которых я знаю лично, теряют интерес к вопросам веры, когда слышат наши категоричные «можно и нельзя», выдуманные современными верующими.

Меня вряд ли удастся убедить, что если мой неверующий сосед увидит меня с бутылкой пива, он никогда не захочет услышать Благую весть из моих уст. В большинстве случаев Евангелие воспринимается гораздо охотнее, когда мы ломаем выдуманные стереотипы о христианстве и приглашаем своего соседа разделить с нами бутылку холодного пива.

Когда мы отказываемся от рукотворных завес, скрывающих свет Божьего Евангелия, вся слава Христа сияет гораздо ярче. Во многих случаях погибающий мир отвергает вовсе не Христа, а парафраз, пересказанный Его нерадивыми представителями.

Некоторые не захотели слушать Евангелия, потому что были убеждены, что следование за Христом несовместимо с бутылочкой пива с сослуживцами по пятницам после работы. Если такова наша «благая весть» –настоящая красота евангельской вести затуманена нашим рукотворным «не пей никогда».

На кресте был распят не директор Анонимных алкоголиков, и не воздержание от алкоголя дает нам вечную жизнь. Любое рукотворное, небиблейское добавление к Евангелию на самом деле мешает и оскорбляет истинное Евангелие.

Совсем не то вино?

Некоторые говорят, что в библейские времена алкоголь был не крепче виноградного сока, поэтому ни Иисус, ни авторы книг из Библии не могли быть защитниками употребления алкоголя. Другие говорят, что вино так сильно разбавляли, что в нем вообще практически не содержалось алкоголя. Но в Писании нет подтверждения ни одной из приведенных теорий.

Если вино было всего лишь соком, почему тогда Павел призвал ефесян не упиваться виноградным соком, а исполняться Святым Духом? Что-то не стыкуется здесь. Пожалуй, вино и правда было тогда не таким крепким, как многие сегодняшние напитки. Но какой бы ни была его крепость, люди умудрялись тогда упиваться в хлам (Притчи 20:1, Исайя 5:11).

И тем не менее Библия не говорит нам о том, чтобы мы вообще не пили.

Есть еще один напиток, который в Библии упоминается в качестве «крепкого напитка» – сикера. Еврейского слово, от которого произошло это название, переводится как ферментированный солод. Именно поэтому в некоторых переводах «сикера» переведена как «пиво».

[attention type=green]

Крепость сикеры была в районе 6-12 процентов, как у некоторых бельгийских сортов крепкого пива. Как и со всеми алкогольными напитками, Библия запрещает упиваться пивом (Исайя 5:11, 28:7, Притчи 20:1, 31:4). Но в умеренных дозах пить пиво даже рекомендуется (Притчи 31:6).

[/attention]

А если уж совсем честными быть, то во Второзаконии 14:26 Бог повелевает израильтянам потратить часть своей десятины на покупку пива, чтобы отпраздновать с Господом.

Никогда не слышали, как читают этот стих во время сбора пожертвований в церкви? А еще им было заповедано приносить Богу до двух литров пива шесть дней в неделю, а в субботу еще больше (см. Числа 28:7-10). Именно поэтому отсутствие вина и пива было проявлением Божьего суда на народ.

Вино как благословение

Но Библия не останавливается на признании, что пить вино разрешается. Через все Писание производство и употребление пива и вина связано с заветными обещаниями Бога.

По старому завету, заключенному с Богом, вино – это благословение (Второзаконие 7:13, 11:14), а его отсутствие – это проклятие (28:39, 51). Когда Израиль заглядывал в будущее, Бог обещал винные ручьи с горных вершин (Амос 9:14, Иоиль 2:19, 24).

Иисус, возвещая о начале таких благословений, превращает в Кане 500 литров воды в вино (Ев. от Иоанна 2:1-10). А во время Тайной Вечери Он освящает чашу с вином в качестве нового завета в Его крови (Ев. от Луки 22:14-23).

Когда Христос вернется, он приготовит трапезу «из самых чистых вин» (Исайя 25:6) – те самые вина, которые всегда на верхних полках и которые мне никогда не будут по карману – по какому-то богословскому замыслу их в той трапезе будет в полном изобилии.

И хотя хорошее пиво и старое вино – благословение от Бога, принимать сии следует со всеми мерами предосторожности.

Есть в среде молодых евангельских верующих некая тенденция сегодня – праздновать свою свободу без каких-либо ограничений. Эта молодежь, без тормозов и страха, много великих дел для Царства делает.

Они заботятся о нищих, создают настоящие библейские церкви, миссии, служат своим общинам – все во славу Божью.

Да, Бога бескокоит голодающий бедняк. Но и о трезвости Бог тоже беспокоится. Чтобы употреблять алкоголь в меру, требуется сила воли и самообладание. Бокал пива может быть праздничным напитком, но не в руках 16-летнего подростка, играющего в видеоигры в гараже своих родителей. Бельгийский эль обладает не только крепостью, но и множеством вкусовых оттенков.

[attention type=yellow]

Пить его нужно медленно, смакуя и изучая его аромат. Воздавайте славу и честь Богу, а не только своей жажде, когда получаете удовольствие от благословений эдемских. Разумеется, пьянство не включено Богом в список самых страшных грехов, но это не значит, что от него можно просто отмахнуться, налепив ярлык архаичных заблуждений христианских фундаменталистов.

[/attention]

Пить алкоголь без прославления Креста и Божьего Царства – лишать наше богословие полноты. Злоупотребление алкоголем оскверняет Кровь Христа и насмехается над Божьей святостью. Но умеренное, осмысленное, праздничное и обоснованное употребление вина и пива, воздающее славу распятому и воскресшему Царю, основано на благодати, проистекающей из вен распятого на Голгофе Христа.

Источник: https://www.hristiane.ru/blog/chto-zge-bibliya-na-samom-dele-govorit-ob-alkogole

Православная церковь о пьянстве: отношение и мнение

Грех ли пить алкоголь

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Отношение святых отцов к пьянству

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

  • Почему грех играть в карты
  • Грех любостяжания и борьба с ним
  • Грех сребролюбия

Святой Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст утверждал: вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь — средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, — это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил: алкоголизм — это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.

Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

Сущность пьянства в православной традиции

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

Грех пьянства и алкоголизма

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными  и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

Структура алкоголизма в православии

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Патриарх Кирилл: пьянство — это начало безбожия.

Лечение алкоголизма в православии

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости.  Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.

Еще молитвы от пьянства:

Советы по борьбе с алкоголизмом

В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.

  • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
  • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
  • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
  • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
  • Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах.

Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

Что говорит Церковь и Библия об алкоголе

Фев 15, 2019 12:54 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-alkogolizm.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: